S-p.su

Антикризисные новости
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этапы развития рынка труда

Формирование и развитие современного российского рынка труда, его особенности

Формирование российского рынка труда в 1990-е годы происходило в условиях, когда экономика носила переходный характер. Уровень безработицы оставался низким (особенно вначале) несмотря на глубокий экономический спад. Подобный феномен можно объяснить гипертрофированной ролью градообразующих предприятий, менталитетом части директорского корпуса, общественным мнением, сдерживающей ролью государства и т.д.

На процесс формирования рынка труда на постсоветском пространстве сказалось отсутствие в СССР важнейших его элементов: субъектов, обладающих свободой выбора, рыночной инфраструктуры, соответствующего законодательства. В наследство от социализма стране достались глубокая структурная несбалансированность экономики, большая доля не нужных рынку предприятий, резкое сокращение которых могло бы вызвать обвальную безработицу.

К середине 1990-х гг. рынок труда в России в основных чертах сформировался. Именно он стал осуществлять размещение работников по рабочим местам, а цена на труд приобрела рыночный характер. Выросла текучесть кадров, отражая рост трудовой мобильности, развивались региональные рынки труда с разными уровнями доходов и занятости.

Развитие рыночных отношений привело к появлению новых форм экономической активности населения, таких как:

Происходили значительные изменения в структуре собственности. Значительно выросла доля приватизированных и частных предприятий, что значительно изменило структуру занятости работоспособного населения. Так, если в 1980 году основным работодателем выступало государство (90% населения трудилось на предприятиях государственной и муниципальной форм собственности), то к 2006 году на государственных предприятиях трудилось 33% трудоспособного населения РФ, тогда как на частных предприятиях трудилось 55% населения.

Формирующийся рынок труда, растущая безработица – новые для нашего общества процессы. Развитие рынка труда и занятости в России и ее регионах характеризуется рядом противоречивых тенденций:

1. снижение численности занятых в экономике и реальный рост теневой и вторичной занятости;

2. формальное отсутствие массовой безработицы наряду с высокими показателями скрытой и частичной безработицы.

Отличительной особенностью российского рынка труда является то, что значительная часть работодателей, самозанятых и наемных работников действуют в режиме теневой экономической деятельности.

Теневая экономика – это неучтенная экономическая деятельность, в которую включаются:

Ø легальная экономическая деятельность, не учитываемая официальной статистикой и не подвергающаяся налогообложению;

Ø противозаконная, преднамеренно скрываемая экономическая деятельность.

Теневая экономика вбирает значительную часть трудовых ресурсов населения страны (более 30% экономически активного населения страны). У теневой занятости имеются свои плюсы:

ü помогает ослабить социальную напряженность, связанную с безработицей, низкими доходами от легальной деятельности;

ü способствует росту производства востребованных обществом товаров и услуг.

Неформальный сектор не является частью криминальной или нелегальной экономики и не включает занятых запрещенной деятельностью (контрабанда, производство и распространение наркотиков и т.д.), а также тех, кто работает без регистрации. Он включает самозанятых и работающих по найму у физических лиц. В неформальном секторе можно выделить три типа занятости по степени юридической оформленности отношений найма:

1. квазиформальный наем – контракт заключается для видимости, для проверяющих инстанций; он не защищает работника, не дает ему ни легального статуса, не предусмотренных законодательством льгот и гарантий;

2. неформальный наем – на основе устной договоренности, который особенно распространен в уличной рыночной торговле, в сфере индивидуальных услуг, при найме иммигрантов;

3. самостоятельная занятость – осуществляется в России преимущественно в неформальном секторе экономики.

Российской неформальной занятости присущи следующие особенности:

Ø деятельность в теневом режиме, увод доходов от налогообложения;

Ø ориентация преимущественно на сферу услуг, челночный бизнес, уличную торговлю;

Ø отсутствие отношений найма и активное вовлечение в деятельность членов семьи;

Ø сочетание самозанятости с другой работой, часто в государственном секторе;

Ø экономия на издержках: работа ведется в домашних условиях, используются ресурсы основного места работы, в сделках избегают посредников;

Ø целью деятельности является обеспечение приемлемого уровня жизни семьи, капитализация доходов обычно не осуществляется.

Исходя из задач развития рынка труда в 2011-2015 годах, предусматривается реализовать следующие приоритетные направления государственной политики в области развития занятости населения:

1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда и занятости населения, трудовой миграции.

2. Легализация занятости.

3. Снижение скрытой безработицы.

4. Повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики, развитие частно-государственного партнерства в части повышения качества рабочей силы.

Читать еще:  Асимметричность информации на рынке

5. Развитие трудовой мобильности и оптимизация привлечения иностранной рабочей силы.

6. Содействие развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан, увеличение спроса на рабочую силу.

7. Создание механизмов стимулирования работодателей к приему на работу инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

8. Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации, включая республики Северного Кавказа.

Исторически сложившийся российский менталитет, ориентированный на государственный патернализм в условиях широко распространенного администрирования и регламентирования, деформации в оплате труда работников привели к утрате стимулов трудовой активности и инициативы, одновременно снизив адаптационные способности работников. Безработица в России сопряжена с болезненной ломкой стереотипов, нередко приводящих индивида к жизненной драме. Острота ситуации связана еще и с тем, что для большей части населения активного возраста трудовой доход является единственным источником средств существования. Специфика российской ситуации состоит в значительном рассогласовании между острой необходимостью знаний о реальном социально-экономическом положении и поведении населения и медленно меняющейся системой государственной статистики. Острота социальных предпосылок и последствий экономических преобразований в России актуализирует необходимость всестороннего изучения способов адаптации населения, в том числе на региональном уровне.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10380 — | 8014 — или читать все.

Этапы развития рынка труда

Рынок труда — общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов. Современный этап развития рынка труда связан с новым взглядом на рабочую силу, как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд – свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера.

Данная тема является актуальной, поскольку рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.

Свой вклад в исследование проблем рынка труда внесли современные ученые – Л.А. Костин, А.А. Никифорова, А.Э. Котляр, Л.Н. Сосновская, С.А. Кузьмин и др.

Функционально — организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы:

· принципы государственной политики в области занятости и безработицы;

· систему подготовки кадров;

· систему найма, контрактную систему;

· фонд поддержки безработных;

· систему переподготовки и переквалификации;

· правовое регулирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли — продажи. Продавцы — это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели — это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Процесс становления регионального рынка труда в Украине сопровождается усилением его сегментации. В социально-экономической структуре работоспособного населения происходят существенные сдвиги, которые трансформируют практически однородную всеобщую занятость дореформенного периода в сегментированный рынок труда .

Заданием современного этапа в сфере регуляции занятости является переход к активной политике на рынке труда, который, к сожалению, не осуществляется в настоящий момент. В основу должна быть положена модель управления центральными элементами, которой являются основные регуляторы рыночной организации труда: заработная плата как цена услуг труда, конкуренция на рынке труда, трудовая мобильность, уровень безработицы. Именно за этими параметрами осуществляется, с одной стороны, саморегулирование на рынке труда, а из другого — происходит вмешательство государства, которое реализует координирующую, стимулирующую или ограничивающую роль, в процесс управления.

Приоритетными направлениями реформирования украинского регионального рынка труда являются:

1. Совершенствование системы оплаты труда.

2. Расширение возможностей получения населением официальных основных и дополнительных доходов.

3. Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.

Читать еще:  Ставки рынка гко офз

4. Содействие эффективным и целесообразным перемещениям работоспособного населения.

5. Предотвращение роста безработицы через создание рабочих мест за счет разных источников финансирования.

6. Внедрение механизмов освобождения и перераспределения занятых.

7. Реструктуризация экономики и подъема отечественного производства.

Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда.

Следовательно, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

История становления и развития Российского рынка труда

Формирование рынка труда в России.

Сведения о трудоустройстве граждан, прошедших собеседование, работодатели предоставят до конца месяца.

Консультации специалистов Центра занятости получили 38 граждан, в том числе по вопросам законодательства в сфере занятости — 3 человека, различные профориентационные услуги оказаны 22 гражданам, интерес к программам активных форма занятости проявили 10 человек, 3 участника ярмарки получили квалифицированные консультации по профессиональному обучению и повышению квалификации.

С представителями кадровых служб предприятий смогли встретиться 265 соискателей.

На ярмарке 14 представителям предприятий были вручены информационные письма о программе мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Помимо этого, до участников ярмарки доведена информация о программах активных форм занятости и итоги деятельности ОГУ ЦЗН в 2008 году.

Ярмарка вакансий в Центре занятости г. Иркутска.

Пятница с 09 до 17.00.

Четверг с 11.00 до 19.00.

Среда с 09.00 до 17.00.

Вторник с 12.00 до 20.00.

Телефоны: (4152) 41-07-13 и 41-07-33.

В ОГУ ЦЗН города Иркутска 19 марта, в рамках месячника «Женщина и занятость», прошла ярмарка вакансий.

Для информирования населения и работодателей ярмарка анонсирована на сайте СЗН Иркутской области. Кроме того, с программой ярмарки могли ознакомиться все посетители Центра занятости – объявления были размещены на стендах в информационных залах, демонстрировалась видео-презентация мероприятия.

Участниками мероприятия стали 16 предприятий, заявившие 190 вакансий: Агродорспецстрой ООО, Байкал Моторс ООО, Больница 9 городская клиническая МУЗ, В/часть 2658 внутренних войск МВД России, Дока Плюс (строймаркет Дока) ООО, Завод тяжелого машиностроения ПО ОАО, Компания страховая Альянс РОСНО Жизнь, Компания транссибирская пассажирская ООО, Лес Сибири ООО, Медсанчасть 2, Медсанчасть ИАПО МУЗ, Сант ООО, Торговые технологии ООО, Ферро-ресурс ООО, Центр научный проблем здоровья семьи и репродукции человека, Центр студ. питания БГУЭП.

Переходя к рыночной экономике, которой, естественно, соответствует рынок труда, мы начинаем понимать, что чем экономика эффективнее, свободнее, тем большее значение в ней имеет система занятости как ее социальная основа, и что только свободный труд может быть эффективным. При обосновании новой политики занятости полезно не только использовать опыт развитых стран, но и критически переосмыслить свой собственный опыт — положительный и отрицательный. Хочется надеяться, что наше общество сумеет сделать правильные выводы из уроков истории и не допустит повторения прежних ошибок.

Итак, немного истории.

В конце десятых годов нынешнего века происходили процессы, которые привели к развалу империи, демобилизации армии в результате выхода страны из войны. Началась хозяйственная разруха, появились толпы беженцев. Все это привело к невиданной в истории России безработице.

И вот для того, чтобы ликвидировать ее, по всей стране в течение короткого времени открываются биржи труда, которые помимо учета безработных, свободных рабочих мест и распределения по ним людей, оказывали материальную помощь нуждающимся.

Борьбу с начинавшейся безработицей существенно тормозило отсутствие специальных органов. В царской России было только шесть постоянных бирж труда и несколько их временных отделений (так называемых корреспондентских пунктов). Первый государственный закон о биржах труда был принят незадолго до Октябрьской революции — 19 августа 1917 года. Он предусматривал возможность их открытия в городах с населением не менее 50 тысяч человек.

Биржи должны были осуществлять регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывать посреднические услуги по найму, вести статистику и систематизацию сведений о рынке труда. Всего в течение 1917 года было открыто 42 биржи труда.

Октябрьская революция положила начало революционной ломке отношений в сфере труда. Вместе с радикальными социально-экономическими преобразованиями стала меняться и ситуация в области занятости. Советское Правительство своими первыми декретами о труде удовлетворило все социалистические требования рабочих. Это создавало основные предпосылки для борьбы с усилившейся безработицей. Кроме того, был запрещен детский труд и расширено обучение рабочих — подростков.

Читать еще:  Термины связанные с рынком

31 января 1918 года. Советское Правительство обнародовало новый закон о биржах труда. Они переходили в ведение профсоюзов и учреждались в городах с числом жителей не менее 20 тысяч человек. Управление ими передавалось комитетам, в которых большинство принадлежало представителям рабочих. В декабре 1918 года был принят первый советский Кодекс законов о труде, который отразил новые принципы регулирования трудовых отношений. Для всех граждан в возрасте от 16 до 50 лет была установлена трудовая повинность.

Законом была установлена не только обязанность трудиться, но и впервые — право на труд. Безработным считался трудящихся, зарегистрированный в местных отделах распределения рабочей силы, не имевший работы по своей специальности и даже получивший таковую на срок менее двух недель. Все они получали пособия из фонда для безработных в полном размере заработка, соответствовавшего их специальности и квалификации.

Регистрация безработных и осуществление права на труд становились функциями государственных органов, профсоюзов, предприятий и учреждений. Был предусмотрен учет всех работающих по найму, установлено правило предварительной регистрации всех трудящихся, которым предстояло увольнение со службы. На учет стали брать не только безработных, ищущих работу, но и всех граждан, подлежащих трудовой повинности. Однако, несмотря на все принимаемые меры, нужда в работниках росла все быстрее. Тогда решили прибегнуть к принудительному учету и мобилизации рабочей силы.

В 1929 году в стране стала складываться тоталитарная, по сталинскому образцу, система государственного социализма, деформировавшая процессы свободного социально-экономического развития. В этом государственном устройстве бюрократия узурпировала власть. Решающим шагом становления всеобщности труда, оказавшем исключительное влияние на все общественные процессы, явилось упразднение рынка труда. Новый способ организации общественного труда предполагал устранение безработицы, в первую очередь ее социально-правового статуса и инструментов регулирования. К лету 1930 года около одного миллиона человек все еще состояли на учете бирж труда в поисках или ожидании подходящей работы, 134 тысячи из них были квалифицированные рабочие, 77 тысяч — строители, 132 тысячи — работники исследовательского труда. Парадоксально, но создаваемый экстенсивным экономическим ростом дефицит трудовых ресурсов уживался с оставшейся от рынка труда системой регулирования занятости.

На это «вопиющее» противоречие указал Сталин на проходившем в то время ХУ! съезде ВКП (б), заявив, что «эти безработные не составляют ни резервной, ни тем более постоянной армии безработных нашей промышленности». И тогда безработица была «упразднена». Раз и навсегда.

Экономически, социально, а главное — политически, безработица не вписывалась в сооруженную систему социального труда. Рынок труда был официально «закрыт». Было принято решение о распределении всех безработных на работы и прекращении выплаты пособий по безработице. Всем зарегистрированным на бирже труда безработным в принудительном порядке были предоставлены рабочие места. Фактически же безработица перешла в скрытую форму.

В годы застоя особенно мешало оставленное тотализмом идеологическое «наследие» по принципиальным проблемам труда и занятости, прочно вбитое в общественное сознание. «Золотой фонд» идеологии административно-командной системы — право на труд как общенародная обязанность работать на государство и связанная с этим поголовная занятость как важнейший устой социализма, а также абсолютная недопустимость рынка труда и полное отрицание безработицы. Все это рассматривалось как истины, не требующие доказательств, — своего рода аксиомы теории «казарменного социализма», и было завещано новым поколениям.

Официально было признано, что в СССР благодаря заслугам государственного аппарата по поддержанию поголовной занятости, безработицы не существовало около 60 лет. Нам внушали, и этому верилось, что безработица и социализм несовместимы, что всеобщая и полная занятость — величайшая победа экономики СССР, «завоевание» Советской власти, а безработица не наша проблема.

И вот теперь, расчищая завалы прошлого, мы столкнулись с реальным существованием «безработицы», «принципиально недопустимой» в нашем государстве.

Безработица. В пробудившемся от многолетнего застоя обществе ее образ возник внезапно вместе с ощущением острой тревоги и неминуемой расплаты за фальшь догматизма и беспринципную лакировку действительности.

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 1814 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector